Я же тут Хоббита наконец-то посмотрела, хотела написать отзыв, но наткнулась в ленте на чудесный пост ИЖДУ. Он совсем даже не о Хоббите, а о ВК, но меня просто захлестнули воспоминания.
Вот это вот "понятия не имея, что из всего этого получится" - ключевой момент. То есть, никто реально не понимал толком, човаще, будут ли деньги, кто эти люди, как жить дальше, но сука все старались так, как старались, наверное, только те музыканты на Титанике в последнюю ночь
И дело тут не только в том, что все еще юные и свежие, и нежные мочки Леголаса розовеют как в первый день творения. Все, блядь, старались, до последнего бука на заднем плане, как под Сталинградом в 45м(тм). И оператор, Эндрю Лесни, под ним как будто кресло горело, камера плавилась, в кадр должны были вот-вот ворваться фашисты и расстрелять всех актеров, а он все равно снимал, а актеры играли и как-то, знаете, верили
Я не знаю, как это еще описать словами, дело не в зелени деревьев, не в молодости сэра Йена Маккелона. То есть, вот, у чуваков, у режиссера, оператора, костюмеров, техников, актеров, у всей съемочной группы был шанс только на один выстрел во Французской опере и они использовали этот шанс на 200 процентов. Горят мартыновские печи, встает заря, летят назгулы, жахни, Пендальф. Как будто у каждого из этих людей была с детства мечта пойти и сука снять Властелина Колец, пусть он провалится в прокате, пусть человек сам провалится под землю, пусть за это не заплатят денег, я все равно пойду и снимусь и режьте меня потом, товарищи фашисты. Пишет ИЖДУсебе
Вы знаете, я считаю, что нам очень повезло. Мы взрослели параллельно с появлением сразу нескольких культовых франшиз. И конечно, у каждого поколения они свои, но все-таки именно явления, влияющие на массовую субкультуру и остающиеся каким-то образом в Андуине времен, появляются нечасто. Звездные войны, Стартрек, Властелин колец, ГП, есть еще, просто сходу не назову. Так вот, нам повезло взрослеть в тот момент, когда одно из культовых явлений обрело не менее культовую экранизацию, а это понимаете, это как второе пришествие
Я просто до сих пор помню, какой это был вполне искренний ажиотаж. Журналы готовили спецвыпуски (ВПС помнит, как несся сивкой-буркой в 8 утра за три остановки к газетному киоску, потому что накануне вечером увидел, что туда завезли спецвыпуск Афиши, посвященной выходу Братства Кольца
) Отечественные масс-медиа как будто учились знакомиться с таким понятием как раскрутка крупной франшизы, и все это, знаете, казалось каким-то не обкатанным, спонтанным, а потому - очень правдивым и искренним. Слегка недоуменное лицо диктора Второго канала, рассказывающего про премьеру в Пушкинском, и как какие-то люди поехали в Новую Зеландию (в моем представлении на тот момент, это был такой большой завод по производству масла Анкор и было не совсем понятно, зачем вообще они туда поехали
). Толкинистов подняли на поверхность, как кусок океанского дна и словно начали разглядывать под микроскопом. Надо сказать, это разглядывание было обоюдным
Но я сейчас не о толкинистах, а об экранизации. Знаете, я хочу сказать, что пусть Джексон снимает Хоббита4, хоть еще сто двадцать Хоббитов и сорок четыре Сильма. За один фильм "Братство кольца" этому человеку хочется простить все. (Про Хоббита не стала ничего писать, когда посмотрела 3ю часть, поскольку, на мой взгляд, тут изначально отсутствует предмет разговора, помимо фандомных смехуечков). Начала вчера пересматривать 1й фильм ВК и впала в транс
Дело в том, что я тут смотрела недавно первую трилогию ЗВ, и, конечно, спецэффекты 70х - зрелище, требующее определенной доли мужества и какие-то ходы кажутся наивными, но есть во всем этом такая искра божьего гнева, такое что-то эфемерное, не поддающееся названию, как Саурон
Наверное, это можно назвать гиковским вдохновением
Что-то, что оживляет папье-маше и заставляет неистово гореть лампу накаливания. Что-то, что двигало режиссером, который снимал до этого только трешовые хорроры, что-то подсказывало ему как, что гнало его вперед сквозь сугробы, снега и Морию. Что-то, что превратило разрозненные кадры пейзажей и людей, бегающих среди них, произнося слова, половина которых простому русскому человеку были глубоко идеологически чужды, в некую историю. Не побоюсь, и напишу тут прилагательное "волшебную". В том спецвыпуске Афиши, который я купила в далеком 2002м была отличная статья обозревателя издания (почему-то мне кажется, что ангажировали на это дело Льва Данилкина, который тогда писал и про кино тоже), так вот, он там писал, что теперь понимает, к чему были все эти титры в Джеймсе Бонде и спецэффекты в фильмах Спилберга и Кемерона; чувак так вдохновился, что написал, что считает, будто вся эволюция спецэффектов была только ради появления этой киноверсии Властелина Колец. И это правда был прорыв в кинематографе, такой, какие мне кажется приходится ждать десятилетиями. Я не говорю о том, что фильм был идеален во всем, но очень во много он определил ту планку, на которую ориентируется нынешняя киноиндустрия и которая потом Питера Джексона и придавила, как это часто в жизни бывает
Братство кольца - это не просто достаточно удачная экранизация, это дивный новый мир, где слово "дивный", кстати, приобрело новый контекст в связи с известными параллелями
прошу прощения, за убогий каламбур
. Читала тут на днях очень хорошее и жесткое интервью с Вигго Мортенсеном про то, как Джексон завез их в Новую Зеландию в 1999 и они снимали, как подорванные, понятия не имея, что из всего этого получится (Орландо Блум потом уехал путешествовать и, когда вернулся, слегка ахуел немного удивился тому, что он, оказывается, теперь звезда блокбастера
) Как Питер Джексон вбухал в первую часть все деньги, понятия не имея, на что снимать остальное, проебал все сроки, просрал все полимеры и проект вообще какое-то время хотели закрыть (это, кстати, помню. Канал ЭмТиВи и Ваня Ургант очень сокрушались году в 2000м
). Поскольку ПиДжей весь бюджет изначально просадил на первую часть, вторые могли вообще сразу выйти на кассетах, т.к. денег на них уже не было. Потом Питер Джексон показал студии отснятый материал и ему дали еще сколько-то сотен миллионов долларов, билет до Новой Зеландии и цепи, чтобы приковать всю съемочную группу к батареям. Мортенсен довольно сдержанно высказался о в второй части, а про третью и вовсе рубанул правду-матку, мол, раздули до непойми чего. Очевидно, Кольцо Голливуда к тому моменту доело Питера Джексона, но это уже неважно. Вот это вот "понятия не имея, что из всего этого получится" - ключевой момент. То есть, никто реально не понимал толком, човаще, будут ли деньги, кто эти люди, как жить дальше, но сука все старались так, как старались, наверное, только те музыканты на Титанике в последнюю ночь
И дело тут не только в том, что все еще юные и свежие, и нежные мочки Леголаса розовеют как в первый день творения. Все, блядь, старались, до последнего бука на заднем плане, как под Сталинградом в 45м(тм). И оператор, Эндрю Лесни, под ним как будто кресло горело, камера плавилась, в кадр должны были вот-вот ворваться фашисты и расстрелять всех актеров, а он все равно снимал, а актеры играли и как-то, знаете, верили
Я не знаю, как это еще описать словами, дело не в зелени деревьев, не в молодости сэра Йена Маккелона. То есть, вот, у чуваков, у режиссера, оператора, костюмеров, техников, актеров, у всей съемочной группы был шанс только на один выстрел во Французской опере и они использовали этот шанс на 200 процентов. Горят мартыновские печи, встает заря, летят назгулы, жахни, Пендальф. Как будто у каждого из этих людей была с детства мечта пойти и сука снять Властелина Колец, пусть он провалится в прокате, пусть человек сам провалится под землю, пусть за это не заплатят денег, я все равно пойду и снимусь и режьте меня потом, товарищи фашисты. Фильм, конечно, будет стареть. Уже сейчас как будто ржавчина чуть-чуть тронула спецэффекты, до этого казавшиеся совершенными. Но они и остаются совершенными и останутся такими навсегда, как далеко бы после этого техника ни шагнула. Потому что в эти спецэффекты каким-то непостижимым для меня образом вплетено вдохновение. У Джеймса Кемерона в свое время почла хорошую фразу: "Человеческий глаз всегда различит фальшивку на картинке, делайте качественно, но не делайте так, чтобы его обмануть, делайте так, чтобы и через сто лет человеческому глазу был интересно смотреть".
Увидела тут в комментах к онлайн просмотру ВК, один молодой человек пишет, что будет показывать этот фильм своим внукам. И ведь правда покажет, скорее всего. Про то, как хоббиты были маленькими, а кинематографические чудеса - большими, жахни, Пендальф, все дела
URL записи